- Ломов, Борис Федорович
- (1927-1989)Российский психолог, специалист в области общей, инженерной и когнитивной психологии, психологии образования, психологии общения. Доктор психологических наук (1963), профессор, член-корреспондент АПН СССР (1967) и член-корреспондент АН СССР (1976). Директор Института психологии АН ССР (1972-1989), создатель и главный редактор "Психологического журнала". Вместе с Б.Г. Ананьевым открыл в ЛГУ факультет психологии (1966), став его первым деканом. Создал и возглавил первую в нашей стране лабораторию инженерной психологии. Ломов – один из создателей отечественной инженерной психологии. Им были разработаны основополагающие принципы, программа и задачи ее развития, которые включали изучение проблем информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиск средств отображения информации и оптимальных форм и способов управления механизмами (технологическими процессами), рассмотрение закономерностей приема, переработки, хранения и использования информации человеком, исследование человека как центрального звена системы управления. Значительная часть работ Б.Ф. Ломова посвящена исследованию общепсихологических проблем: особенностям пространственных представлений и бимануального осязания, взаимодействию рук в процессе ощупывания и роли осязания в осуществлении практических действий, формированию и преобразованию чувственных образов и графических навыков. Ломов разработал концепцию уровней процессов антиципации в структуре деятельности. Еще одним важным направлением исследований было изучение коммуникативных функций психики. Анализируя проблемы общения, Ломов использовал общепсихологический подход к ее изучению. Общение рассматривалось как особая, отличная от деятельности сфера бытия человека, система субъект-субъектных отношений, имеющая специфическую структуру и функции, но в то же время органически связанная с другими сторонами целостной жизнедеятельности человека. Большое внимание уделялось Ломовым проблемам психологии управления, рассмотрению психологических особенностей деятельности руководителя, специфике взаимодействия в системе "руководитель - подчиненный", а также разработке методологических проблем психологической науки: анализу категориального аппарата психологии, ее законов и принципов; роли и месту психологии в системе других наук; раскрытию внутреннего единства и системного строения психологического знания; рассмотрению его современного состояния и тенденций развития; исследованию взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии.Основные труды:- "Формирование графических знаний и навыков учащихся". Л., 1959.- "Осязание в процессах познания и труда" (совместно с Б.Г. Ананьевым, Л.М. Веккером, А.В. Ярмоленко). Л., 1959.- "Человек и техника". М., 1966.- "Человек в системе управления". М., 1967.- "Правовые и социально-психологические аспекты управления" (в соавт.) М., 1972.- "Психологическая наука и общественная практика". М., 1973.- "Антиципация в структуре деятельности" (в соавт.) М., 1980.- "Человек и автоматы". М., 1984.- "Общение и познание". М., 1984.- "Методологические и теоретические проблемы психологии". М., 1984.- "Образ в системе психической регуляции деятельности (в соавт.). М., 1986.
Кто есть кто в российской психологии. 2011.